Published on February 27, 2022

В память о замечательном, талантливом педагоге театральной студии Бесперствой Галине Николаевне

На нравственной высоте
Для тысяч самарских мальчишек и девчонок театр начинался с маленькой сцены районного Дворца пионеров (сегодня – Центра внешкольной работы «Парус»). Они приходили туда из разных школ, благополучных и неблагополучных семей, несмышленые и вихрастые, и не могли расстаться с театром уже никогда. В далеком 1985-м первые шаги на сцене делал мой отец, а в 2005-м – моя сестра, но до сих пор они и их друзья с благодарностью вспоминают театральную студию и своего наставника – Галину Николаевну Беспёрстову, которая учила их не только актерскому мастерству, сценическому движению и сценической речи, - она учила детей самому главному: чувствовать и сопереживать, а значит, жить.
Мне тоже посчастливилось познакомиться с Галиной Николаевной, отмечающей в Год театра еще и свой 80-летний юбилей, что, по-моему, очень символично, и я попросила ее ответить на несколько вопросов.
- Галина Николаевна, как и когда театр появился в Вашей жизни?

- «Артисткой» меня называли с рождения – за мои слезы и громкий голос, а самое интересное, что я в это поверила и стала во дворе ставить пьесы собственного сочинения. Сцену тоже оборудовала сама, подбирала реквизит и костюмы. Зрители приходили и хлопали.
А в 7 классе меня отправили на творческую смену в лагерь «Артек», где мы встречались с известными актерами и со знаменитыми писателями. Судьбоносной для меня стала встреча с Самуилом Яковлевичем Маршаком. Он, внимательно прочитав мои сочинения (в своих записках, которые называла «Миньками», я старалась кратко и выразительно описать все происходившие в нашей пионерской жизни события), погладил меня по голове и сказал: «Девочка! У тебя прекрасный слог, ты очень хорошо пишешь, занимайся этим».
- В какой работе удалось совместить литературное творчество и актерский талант?

- В работе с детьми: сначала в школе пионервожатой (это такая артистическая должность!), затем в городском и районных Дворцах пионеров руководителем детских театральных коллективов. Я писала сценарии спектаклей или праздников, а затем ставила их с ребятами на сцене. 
- Галина Николаевна, я видела фотографии и видеозаписи с некоторых Ваших спектаклей. Например, «Серебряное копытце», где моя сестра играла собачку Найду. А какие из постановок Вам помнятся ярче всего?

- Мне все помнятся, хотя за 56 лет работы, наверное, их многовато накопилось (больше 50 точно, не считая новогодних «ёлок» и других праздничных мероприятий). Мне нравилось ставить с ребятами спектакли по лирике А.С. Пушкина (благодатный материал!), пьесам Г. Горина «Кин IV», «Дом, который построил Свифт», Е. Шварца «Красная Шапочка», «Обыкновенное чудо». Мы даже «замахивались на В. Шекспира» - работали над «Двенадцатой ночью» и сценами из «Ромео и Джульетты». Блестяще получилась литературная композиция «Строки, добытые в бою». Прекрасно ребята сыграли «Маленькую Бабу-Ягу» по книге О. Пройслера…
- Чему вы старались научить юных актеров?

- Самое главное – слышать друг друга, говорить так, чтобы слова шли от сердца.
- В век цифровых технологий, казалось бы, нет необходимости ходить в театр: любые пьесы можно найти в Интернете. Но тем не менее театральные залы переполнены. Почему?

- Никакие цифровые технологии не заменят живые чувства, которые мы получаем и испытываем в театре. Что нас в театре волнует? Душа героя, передаваемая через актера. Именно тонкие, трепетные нити этой души связывают сцену с залом.
- Что, по Вашему мнению, нужно, чтобы Год театра действительно состоялся?

- Театру как коллективу нужно быть на нравственной высоте, чтобы зритель после каждого спектакля становился духовно чище и добрее.
А нам, зрителям, и всем государственным деятелям, думаю я про себя, нужно быть добрее и внимательнее к людям, посвятившим театру, а детскому - в особенности, жизнь!

…Последние годы Галина Николаевна живет в селе с громким литературным именем. Она всегда радостно встречает своих, теперь таких взрослых воспитанников, которые с удовольствием приезжают к наставнику и другу уже с нами, новым поколением, с пеленок впитавшим любовь к театру.

Князькина Анастасия

2019
г.